Установка дополнительной помпы на CALDINA VAN, 5E-FE

XD2

New member
Всем, кому интересно, предлагаю отчет об установке дополнительной помпы в систему отопления салона на CALDINA VAN с двигателем 5E-FE и коробкой A132L. Данные по марке агрегатов считаю указать уместным, потому как место и способ установки помпы при иных моделях двигателя и коробки могут быть другими.


Так получилось, что в зимнее время я на своей машине еще не ездил, и узнать тепло ли в машине в холода не довелось. И когда осенью стало примораживать, по теплоотдаче радиатора печки при нуле градусов на улице стали закрадываться сомнения – а будет ли в этой машине тепло зимой? Настоящий жар начинал идти из сопел только когда машину как следует погоняешь по городу. А так, если сына в школу, на работу да обратно по 30 мин, то толком не могла раскочегарится. Причем рабочая температура двигателя устанавливалась довольно быстро и держалась стабильно, уровень жидкости в норме, воздуха в системе нет, термостат работает исправно. Радиатор печки снаружи чистый, как и вся система забора воздуха, скорость протекания воздуха через радиатор отопителя нареканий не вызывает. Машина 2002 года, я ее первый хозяин после японца, пробег при покупке был 45 тыс. км (сам выбирал на аукционе, поэтому верю) и пришла в идеальном состоянии. Плюс к тому была проведена вибротеплоизоляция салона, утеплен капот. Поэтому версия о наличии технических проблем, устранив которые можно было бы добавить градусы в салон, подтверждения не нашла.

Было замечено, что после поездки, когда тепловой режим уже точно вошел в норму, бывает, постоит машина, поработает двигатель на холостых оборотах и температура из сопел чуть падает. Тут же на месте установишь средние обороты – через несколько секунд начинает дуть горячий воздух. Или едешь неспешно в пробках по городу, а тут участок свободный и подъем метров 500. Газанешь хорошо, разгонишься, и тут замечаешь, что печка дует гораздо жарче, пока опять в пробке не встанешь.

Из всего этого был сделан вывод, что причина нестабильной теплоотдачи печки в слабой циркуляции жидкости через радиатор отопителя при невысоких оборотах двигателя. А при езде по городу этот режим основной. Началась ломка головы и зачесались руки – а что же придумать, да такое, чтобы аккуратно получилось и машине не навредить?

Попалась мне одна ссылка: . Спасибо автору, разложил все по полочкам, с фотографиями, схемами, с подробным рассказом. Машина была другая, но основная идея стала понятна – чтобы решить мой вопрос, надо ставить дополнительную помпу. Сомневаюсь, что японцы разрабатывали мою машину для эксплуатации при таких низких температурах зимой, какие бывают у нас в Западной Сибири. У них там для этого, говорят, северное исполнение имеется. Кстати говоря, когда я решил посмотреть, как обстоят дела в Европе, ставят ли там дополнительные помпы на европейские машины, то обнаружилось, что это чуть ли не стандартная комплектация. По крайней мере, та помпа, которую я в итоге купил, ставиться на MB, WV, Ford со списком моделей в несколько страниц. Так что сомнений, что пора приступать к делу не осталось.


Насос решил купить BOSCH, артикул 0 392 020 024, 500л/час, на Existe. Стоил 1760руб. Производительность 500л/час (8,3 литра кипятка в минуту) посчитал вполне достаточной для хорошей циркуляции жидкости по малому кругу. Ток потребления тоже не большой – около 1А. Доставка неделя. Ставить решил на подачу, причем место, которое в итоге было выбрано в процессе долгих блужданий с насосом в руке по подкапотному пространству, оказалось, по-моему, единственно возможным в моей машине. Ведь мало насос куда-то закрепить, к нему надо еще шланги подвести, да так, чтобы не перегибались, не тормозили проход жидкости. И расположить помпу с новыми рукавами надо не выше горловины радиатора. Иначе могут быть проблемы с частым появлением воздушных пробок в системе.

Выбор пал на место над коробкой передач. Там, как специально, сверху на коробке, слева от двигателя (по ходу движения) есть два наплыва с резьбой М6. Оставлять помпу болтаться на шлангах без закрепления на корпус посчитал делом неправильным, поэтому решил эти отверстия задействовать. Помпу закрепил с помощью обычного хомута для крепления труб к стене (размер 40-46). Там и резинка есть, и гайка к хомуту приварена. Гайка на хомуте М8, резьба в коробке М6. Соединять хомут с коробкой решил через шпильку М8, сделанную из болта М8*90. Резьбу в коробке осторожно рассверлил сверлом диаметром 6,6мм и нарезал резьбу М8 где-то на 1 см глубиной. При сверлении использовал аккумуляторную дрель, потому как с обычной дрелью туда, по-моему, не подобраться.

Шляпку у болта отрезал так, чтобы при установке расстояние от хомута до коробки было около 5 см. Если меньше, то получалось ближе к брызгам из под колес и длиннее шланги, а выше уже места не было. На шпильку решил дополнительно накрутить при установке удлиненные гайки М8, чтобы как-то упрочнить соединение хомут-коробка. Вкрутил шпильку в хомут, накрутил гайки, установил шайбы и вкрутил всю конструкцию в резьбу на коробке. Причем так вышло, что резьба окончательно затянулась как раз при оптимальном с точки зрения установки угле поворота оси помпы. Далее законтрогаил удлиненными гайками на шпильке резьбу на коробке и на хомуте. Получилась довольно крепкое соединение без каких-либо ощутимых люфтов. Из фотографий видно, что сначала я планировал закреплять насос двумя хомутами, но после установки первого, решил, что второй здесь лишний. После установки хомута временно снял верхнее прижимное полукольцо с него – так проще будет установить помпу.

Судя по отзывам из интернета по установке подобных помп до меня, народ режет штатные шланги и вклинивается в них. Причем с трудом, т.к. внутренний диаметр шланга 16мм, а у помпы патрубки на 20мм. Я решил так не делать. Во-первых, до моей помпы их просто не хватит, во-вторых, портить родной шланг что-то не хотелось, ну а в-третьих, альтернатива стоит 110р за метр – дюритовый маслобензостойкий рукав диаметром 18мм. Продается во всех конторах, торгующих резинотехникой. Температура среды до 120 градусов. У обычного рукава МБС температура среды до 80 градусов - маловато будет. Купил один метр. Диаметр 18мм, как выяснилось при установке, оказался золотой серединой между 16 и 20мм. На патрубки 16мм зашел с натягом чуть слабее нормального. Герметик не использовал. При затяжке хомутами течи в итоге не обнаружено. Шланги закреплял сначала на помпе до ее окончательной установки в хомут, чтобы потом в тесноте не копаться. Длину подбирал опытным путем, по месту. Осталось в итоге сантиметров 10.

Найти более-менее подходящий электрический разъем для подключения к помпе не удалось. Были советы в интернете, мол, подходят с доработкой какие-то разъемы от форсунок или датчиков от ВАЗов, но то, что я видел в магазинах, шло в составе шлейфов с кучей других разъемов и метрами проводов за очень не малые деньги. Вариант отпал. Решение пришло тут же в магазине – в продаже увидел контакты по 4 руб. за шт. для разъемов с обжатыми в них небольшими отрезками проводов (см. фото). Держатся на штырьках разъема помпы плотно, при обмотке несколькими слоями хорошей изоленты может получиться нормальное соединение. Так в итоге и вышло. К проводам припаял дополнительные отрезки проводов по 1м, и все хорошо промотал изолентой. Разъем, пусть и не быстросъемный, зато надежный, готов. Все это мастерил также до окончательной установки помпы в хомут. Там, внизу, сделать это аккуратно было бы гораздо сложнее.

Итак, провода и шланги на помпе закрепили, все готово к установке в систему. Осторожно, чтобы не переломать штатные хрупкие элементы подкапотного пространства (датчики, например), устанавливаем нашу конструкцию на хомут. Крышку хомута, как мы помним, пока убрали. Подводим шланги помпы ближе к тем патрубкам, на которые будем их в итоге надевать. Провода от помпы проводим за корпус воздушного фильтра, скручиваем и оставляем там, за фильтром. Они пока не нужны. Заводим ослабленные хомуты на концы шлангов. Отсоединяем штатный подводящий шланг «двигатель - приемный трубопровод печки». Он тот, что выше. Снимать лучше на слегка прогретом двигателе, так легче сойдет. Отсоединив один конец штатного шланга, тут же надеваем на освободившийся штуцер новый рукав. Он как раз должен быть где-то рядом. Затягиваем хомут. Так же поступаем с другим концом штатного шланга. Если действовать быстро, много жидкости не выльется. У меня ушло визуально не больше стакана.

Шланги подсоединили, ставим крышку хомута. Затягиваем пока не до конца. Находим положение помпы в хомуте, при котором рукава будут наиболее правильно изгибаться. В моем случае выходной патрубок помпы немного повернут вперед по ходу движения автомобиля. Затягиваем хомут. Доливаем жидкость. Готово. Так с неподключенной к электропроводке помпой я проездил несколько дней. Заодно проверил, не мешает ли установленная помпа в выключенном состоянии обогреву салона. По моим ощущениям, как было, так и осталось. И это хорошо.


Подключение к электропроводке автомобиля я решил доверить специалистам. Обратился к знакомому установщику автосигнализаций. Он и панели приборные на два счета скидывает без перелома последних, и знает где там под панелями какие провода идут. И главное, знает, как завести провода от помпы в салон правильно. Я что-то каких-то лишних дыр не нашел. А если бы нашел, сильно удивился. Поставил задачу мастеру – чтоб включалась-выключалась помпа с кнопки на панели приборов, работала только при включенном зажигании, в цепи был предохранитель. Задачка эта для таких специалистов не сложная.

При поиске комплектующих встал вопрос о кнопке включения помпы. На передней панели стояло две заглушки вместо кнопок. Решил ставить вместо той, что около руля слева. Но вот вопрос вопросов – а какую кнопку? На Existe цена ломовая, на разборе быстро найти не получилось. Надо было что-то из российского автопрома подыскивать. Взял заглушку и в магазин. По размерам примерно подошел переключатель обогрева заднего стекла от Волги за 175руб. Как выглядит видно по фотографии. У него и лампочка подсветки есть, но я решил без нее обойтись. После доработки встал почти как родной (см. фото). Дорабатывал сам, в то время как мастер мне проводку вел. Как раз нужную мне панель он снял для доступа к проводам.

Доработка заключается в следующем. На панели в прямоугольном отверстии под заглушкой есть упоры для кнопки. Эти упоры стачиваем вдоль длинных сторон прямоугольного отверстия почти до конца, оставляя чуть меньше 1мм. Упоры вдоль коротких сторон оставляем как есть. На самой кнопке стачиваем немного лицевой бортик вдоль длинных сторон. Дальше стачивать панель не желательно, потому как видно будет на лицевой стороне следы обработки, но кнопка при этом пока не лезет. Надо кнопку слегка сжать, и это получится, если ее разобрать. На кнопке по бокам есть четыре защелки. С помощью маленькой плоской отвертки вынимаем контактную панель. Там внутри будут пластины контактов и пружинки с толкателями. Постараемся их не потерять, и убираем пока в сторону. Оставшуюся у нас крышку кнопки с клавишей и пытаемся вставить в подготовленное отверстие. Сразу, скорее всего, не зайдет, но напильник есть, а терпение и труд все перетрут. И осторожнее с напильником и отверткой, а то царапины на панели оставить запросто можно (так я и поцарапал немного бортик переключателя).

В итоге кнопка должна не просто войти, а встать на положенное место до сточенных упоров, слегка утопившись в отверстии панели под бывшей заглушкой. Разжимные упоры самой кнопки при этом разойдутся и будут плотно ее удерживать. Точить больше нечего. Собираем кнопку не вынимая ее из панели. К штырькам кнопки подсоединяемся контактами с обжатым проводом того же типа, какими подсоединялись к разъему помпы. Только они чуть шире. У кнопки две независимые группы контактов. Я попросил установщика подключить их параллельно для большей надежности переключения. По характеристикам кнопки она рассчитана на ток до 12А, у помпы ток заявлен около 1А, поэтому решили подключать напрямую без реле.

После того как все установки завершены и помпа подключена, надо выгнать воздух из системы охлаждения. Доливаем жидкость, не закрывая пробки радиатора запускаем двигатель и включаем помпу. Когда откроется большой круг охлаждения, начинаем одной рукой газу поддавать, другой шлангам массаж делать. Пойдут пузыри из горловины радиатора, уровень будет падать. Доливаем, продолжаем массаж. В какой-то момент жидкость перестанет убывать, крышку закрываем и в доливаем в расширительный бак жидкости чуть больше отметки MAX. Потом все равно еще воздух выйдет и немного жидкость засосет в систему. Через день-два проверяем уровень в бачке и доливаем, если что.


За неделю наблюдений понял, что то, что я хотел изменить в отоплении салона, то и получилось. После прогрева двигателя и нескольких минут езды температура воздуха на выходе печки стабильно горячая даже на максимальных оборотах вентилятора печки, что помогает, когда хочется быстро прогреть салон. Тот же тепловой комфорт достигается при меньших оборотах вентилятора печки. Салон прогревается быстрее. Причем в салоне заметно теплее, чем снаружи становится при еще только теплых патрубках печки. Видимо усиленная циркуляция даже просто теплой жидкости уже способствует быстрому прогреву салона.

Не заметил чтобы время прогрева двигателя зависило от того, включена помпа или нет. Температуру держит стабильно. При повышении оборотов двигателя воздух из печки тут же становиться чуть горячее. И это, думаю, связано с тем, что увеличивается температура жидкости, которая за очень короткое время из рубашки блока попадает в радиатор печки. После прогрева при работе на холостых оборотах разница температуры воздуха на выходе печки с включенной и выключенной помпой довольно ощутима. При неспешной езде в пробках идет стабильно горячий воздух. Вентилятор радиатора охлаждения включается реже.

Работает помпа почти бесшумно, в салоне ее еле слышно на заглушенном двигателе при включенном зажигании и полной тишине. Так, кстати, можно на слух проверить, работает насос или нет. При выключенной помпе обогрев салона работает так же, как до ее установки, температура двигателя в норме и стабильна, т.е. мое вмешательство каких-то проблем работе системе охлаждения, видимо, не принесло.

Итог проделанной работы - тепловая комфортность в салоне существенно выросла. Так что время и деньги считаю потраченными не зря. Ну и просто было интересно немного поработать головой и руками.
Фотографии решил выложить в конце отчета, все сразу. Не подписывал, потому как, думаю, и так будет понятно, что к чему.
 


tester999

New member
Первый раз такую красоту читаю!
Мне вот интересно, а как у вас штатная помпа себя чувствует?
 

Hawk13

New member
Красивая история, однако. Всяческие благодарности автору!

хотя меня вполне устраивает как есть.... вот радиатор печки почистил и всё стало гораздо теплее чем было.
 

DenisMa

New member
автор, Бош выпускает штук 100 модификаций таких насосов, где брал характеристики?
Отчет в ФАК надо покласть.
 

myrusjob

New member
Все Бошевские помпы
я себе купил 750л/час, разьем питания от форсунки ВАЗа подходит без всяких доработок.
 

logomaker23

New member
To et196v: Отчет конечно хороший, но при забитом радиаторе печки, обычно ее промывают. В ФАКе есть такая тема Печка! * , там в картинках показано как это делать, а у тебя и электропомпа для этого есть. Если действительно штатная помпа плохо гоняет ОЖ, то не боишься летом закипятить двигатель, когда бошевская помпа будет выключена (она же вроде как только на зиму задумывалась, чтобы в салоне тепло было)? А то видел здесь на форуме как-то фотку помпы, у которой от коррозии практически отсутствовали лопости. :)
ps тема будет интересна тем, что часто в машине зимой ждет кого-нить. Для экономия бенза заглушил авто, включил помпу и печку и сиди в тепле, пока двигатель горячий. Ну конечно аккумулятор должен быть не полумертвый :)
 

matr

New member
Решение ставить дополнительную помпу было принято не потому, что была какая-то неисправность печки или других элементов системы охлаждения. Как раз в исправном техническом состоянии была полная уверенность (машина 2002 года, пробег при покупке на аукционе 45 т.км, пришла в идеальном состоянии). Тампературу двигатель набирал быстро, держал стабильно. Да и грела печка я бы не сказал, что плохо. Просто я понял, что есть возможность небольшими усилиями улучшить теплоотдачу радиатора отопителя, особенно на низких оборотах двигателя, с которыми по городу в основном и двигаешься в утренних и вечерних пробках.
 

VPsite

New member
Решение ставить дополнительную помпу было принято не потому, что была какая-то неисправность печки или других элементов системы охлаждения. Как раз в исправном техническом состоянии была полная уверенность (машина 2002 года, пробег при покупке на аукционе 45 т.км, пришла в идеальном состоянии). Тампературу двигатель набирал быстро, держал стабильно. Да и грела печка я бы не сказал, что плохо. Просто я понял, что есть возможность небольшими усилиями улучшить теплоотдачу радиатора отопителя, особенно на низких оборотах двигателя, с которыми по городу в основном и двигаешься в утренних и вечерних пробках.
Симптомы похожи на забитый радиатор (двигатель уже горячий, а печка прохладным/теплым дует, хотя должна уже "жарить"). Год здесь не показатель (авто ведь не с конвеера), т.к. появляются тут люди, которые течь в радиаторах "лечат" различного рода герметиками, а потом удивляются, почему вдруг в машине прохладно стало. Где гарантия, что предыдущий хозяин так не делал? :)
 
To et196v: Отчет конечно хороший, но при забитом радиаторе печки, обычно ее промывают. В ФАКе есть такая тема Печка! * , там в картинках показано как это делать, а у тебя и электропомпа для этого есть. Если действительно штатная помпа плохо гоняет ОЖ, (она же вроде как только на зиму задумывалась, чтобы в салоне тепло было)? А то видел здесь на форуме как-то фотку помпы, у которой от коррозии практически отсутствовали лопости. :)
ps тема будет интересна тем, что часто в машине зимой ждет кого-нить. Для экономия бенза заглушил авто, включил помпу и печку и сиди в тепле, пока двигатель горячий. Ну конечно аккумулятор должен быть не полумертвый :)
почемуон должен закипеть? зимо и так без печки ездием, ну гоняется через радиатор жижа, и то только в машинах после 97 года вроде. т.к. ка на более ранних. кран на трубопроводе стоит . т.е. подача перекрывается вообще. Почему должен закипеть то?.
 

Masha Mihaylenko

New member
Циркуляция может быть плохой на низких оборотах двигателя при исправной помпе и при чистом внутри радиаторе печки. Просто японцы при разработке машины посчитали эту циркуляцию достаточной для эксплуатации в климатических условиях своей страны. Так, например, было у человека, отчет которого вдохновил меня на переделку . И ни какая чистка ситуацию не улучшит.
 

Reggun

New member
- Прочти ВЕСЬ отчёт и поймёшь, что помпа здесь ставится комфорта ради. У меня тоже всё в порядке с печкой (промыта, прочищена, "жарит"), но хочется большего.
 
Всем здоровья!!! прекрасный отчет, вот или я дурак, или поел плохо, куда подцепляем шланги от помпы? и куда одевать стандартные шданги, которые сняли и на их место установили от помпы шланги???Не обижайтесь, чесно , не могу понять, у менгя такая же машина, и двиг и акпп, только 95 года выпуска
 
саня, ты наверное всё-таки поел плохо, ибо:

.. шланги на помпе закрепили, все готово к установке в систему. ... Подводим шланги помпы ближе к тем патрубкам, на которые будем их в итоге надевать. .. Отсоединяем штатный подводящий шланг «двигатель - приемный трубопровод печки». .. тут же надеваем на освободившийся штуцер новый рукав. ... Так же поступаем с другим концом штатного шланга. ..
 

dough

New member
Помпу с новыми рукавами ставил вместо штатного шланга, подающего жидкость на печку. У меня он был тот, что выше. Можно ставить и на обратку из печки. Тут надо с насосом под капот руку заводить и примерять куда встанет с учетом изгиба новых рукавов. Разные машины - разные варианты. Главное не перепутать направление подачи новой помпы и печки. На штуцерах помпы есть стрелки, которые указывают, куда она будет подавать жидкость. Осталось только при подключении проводки "+" и "-" на помпе не перепутать. Тем более если подключать электрику будете не сами, то проверить нужно. А проверяется после установки просто. Когда шланги подцеплены, провода подключены и жидкость добавлена, не заводя двигатель, включите помпу, держа пальцами ее подающий рукав. В моем случае он будет входящий для печки. В системе еще есть воздух и после включения рукав слегка набухнет.
 

Сверху